А ты меня любишь? Ага. А ты со мной будешь? Ага. «Арзамасская правда» № 17 от 11 февраля.
КОсМИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. «Арзамасская правда» № 40 от 8 апреля.

Встречайте тетю

Вчера в театре драмы состоялась премьера спектакля «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тетя». Эта фраза уже давно стала классической и вызывает невольную улыбку практически у любого, кто ее слышит. Сочиненная английским драматургом Т. Брендоном история молодого человека, выдававшего себя за вдову–миллионершу, неоднократно воплощалась и на театральных подмостках, и в кинематографе.

Эта пьеса актуальна сегодня как никогда, потому что в ней рассматривается тема любви и денег, а именно: можно ли любить человека просто так, а не по расчету, — рассказывает режиссер–постановщик заслуженный артист Карелии А. Кулиев. — Сюжет пьесы — это калейдоскоп смешных и забавных ситуаций. Двое юношей Чарлей (артист Ю. Рослов) и Эрик (артист М. Быстров) влюбляются в девушек–племянниц прокурора (артист С. Столяков). Но вот беда — их опекун необыкновенно строг. Как добиться от него согласия на брак? Друзья решают просить помощи у тети–миллионерши донны Люции (артистка И. Алисова), но, как назло, она задерживается в пути. И тогда в их голову приходит гениальная идея — выдать своего друга Бабса (артист А. Целоухов) за свою тетушку… Финал пьесы — это победа любви и дружбы над жадностью и глупостью. Для нас важно, чтобы зритель смог испытать сиюминутные переживания, потому что основная задача театра — затронуть его чувства здесь и сейчас.

Английский колорит спектакля создается всем оформлением сцены, — отмечает заведующий художественно–постановочной частью А. Замелин. — В этом спектакле мы впервые используем декоративный задник из шелкового полотна длиной около 27 метров с видами комнаты, сада и рабочего кабинета, которые будут меняться по ходу действия. Вставки на сцене, декорированные в одном стиле с общим фоном, дают ощущение перспективы и нахождения в одном месте с актерами.

По словам московского художника–постановщика заслуженного художника России Б. Лысикова, стилизованные костюмы помогают передать не только интригу сюжета, но и выразить всю полноту характеров героев. Эта веселая история с музыкой, песнями, танцами, переодеваниями и разоблачениями, несомненно, придется по вкусу зрителям и будет оценена по достоинству.

И. Лапшина.
Фото А. Михельсон.
«Арзамасские новости» № 45 от 16 апреля.
Смеялись до слёз

Премьерный спектакль Арзамасского театра драмы «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тётя» по пьесе Т.Брэндона стал настоящим праздником искусства.

С первых минут и до самого конца в зале не смолкал смех, то и дело раздавались аплодисменты. И в самом деле, невозможно было не смеяться до слёз над уморительными проделками «тётушки, приехавшей из Бразилии, где пальмы, кокосы, обезьяны и бананы» - переодетого приятеля двух влюблённых героев, который согласился помочь им в борьбе за счастье. Артист А.Целоухов блестяще сыграл эту роль. Не уступали ему и другие исполнители. Чего стоили хотя бы реплики дворецкого Брассета (артист М.Денисов) — ещё одно доказательство, что и второстепенная роль может быть настоящим украшением спектакля, маленьким шедевром. Или сцены с двумя поклонниками лжетётушки: полковником Чеснеем (артист М.Гордиенко) и прокурором Спетлайгом (артист С.Столяков).

Нельзя не отметить и прекрасные декорации к спектаклю, костюмы персонажей, постановку танцев и музыкальных сцен. А всё вместе — единое, гармоничное целое, замечательная музыкальная комедия, которую роднит с памятным одноимённым телефильмом, пожалуй, только одно — абсолютное «попадание в десятку», атмосфера весёлого переполоха, которая захватывает и не даёт скучать зрителю. В остальном не стоит искать каких-то совпадений: спектакль Арзамасского театра свой, самобытный и не похожий на другие.

По окончании премьеры зал стоя приветствовал всех создателей спектакля. Директор театра М.Швецова поздравила присутствовавших с праздником, артисту Ю.Рослову была вручена Почётная грамота министерства культуры Нижегородской области, художнику-модельеру С.Кочкуровой — Благодарственное письмо. Мы попросили поделиться своими впечатлениями от работы над спектаклем Светлану Станиславовну Кочкурову (на снимке), которая тоже внесла свой вклад в успех постановки. Шляпница, модистка… Так в прежние времена называлась её профессия. По эскизам художника она мастерит головные уборы для героев спектаклей, используя для этого любые подручные материалы: проволоку, картон, клей.

— В жизни, конечно, шляпки из таких материалов никто не носит, — улыбается Светлана Станиславовна. — Но в театре свои законы, для сценического костюма главное, чтобы он выигрышно смотрелся со сцены. Иногда приходится что-то придумывать и переделывать по ходу репетиций, потому что зачастую на фоне декораций головные уборы выглядят совершенно иначе, чем на примерках. А ведь они должны не только соответствовать эпохе, но и придавать завершённость образу каждого персонажа. Действие спектакля «Донна Люция, или Здрасьте, я ваша тётя» происходит в начале 20 века, когда шляпка была непременным атрибутом каждого костюма. Внимательный зритель отметит, что головные уборы действующих лиц не повторяются, у каждого — свой, особенный стиль. А для главной героини, «донны Люции», придумали не-обычный элемент, соответствующий бурному темпераменту «бразильской тётушки» и напоминающий страстную Кармен, — цветок в парике.

С.Кочкурова рассказала, что попала в театр, в общем-то, случайно: в 1996 году её пригласили помочь в подготовке костюмов к премьере «Травиаты» в оперном театре. Но Светлана Станиславовна сразу поняла: случай этот был, без всякого сомнения, счастливым. Ей нравится эта особенная, ни на что не похожая атмосфера творческого поиска, когда в результате труда всего коллектива рождается новое произведение. В работе над созданием спектакля не бывает мелочей, и радость от каждой творческой удачи общая, одна на всех.

О.Юрьева.
«Арзамасские ведомости» № 31 от 21 апреля.

Удачный итог

Вчера в театре драмы состоялся последний вечерний спектакль, что означает закрытие 67–го театрального сезона.

Подводя его итоги, директор театра М. Швецова отметила, что за этот сезон состоялось четыре премьеры, 192 спектакля, которые посетили около 30 тысяч зрителей.

На мой взгляд, все спектакли были сыграны на очень высоком профессиональном уровне, — считает директор. — Однако настоящим праздником для всех стала постановка главного режиссера театра заслуженного артиста Карелии А. Кулиева «Донна Люция…». И в этом большая заслуга всей труппы театра. Прекрасно выполненные костюмы и декорации, профессиональная работа хореографа В. Игнатюка и руководителя по вокалу Т. Хлопковой, работа со зрителем административного отдела — все это позволило достигнуть такого успеха.

Приятно, что зрители отмечают не только игру актеров, но и костюмы, — признается начальник пошивочного цеха театра О. Буланова. — Потому что они помогают создать целостный образ, эпоху времени. За минувший сезон было создано более сотни нарядов. По моему мнению, самым запоминающимся оказалось бордовое платье Барбары из спектакля «Этот безумно влюбленный таксист». Во время работы над «Дон Жуаном в Севилье» также пришлось проявить фантазию и творчество, создавая красивые старинные платья и необычного покроя мужские костюмы. Театральный сезон закрыт, однако это не означает, что театр прекратил свою работу. Сейчас для артистов начинается горячая пора: одним предстоят гастроли, другим – репетиции нового спектакля. Кроме того, в конце мая инвалидам и участникам войны будет показан благотворительный спектакль «Песни для детей старшего возраста», а в течение лета — спектакли для детей.

Кстати Главный режиссер театра заслуженный артист Карелии А. Кулиев стал лауреатом фестиваля нижегородских театров «Премьера сезона 2010–2011» за режиссуру спектакля «Дон Жуан в Севилье». Артистка И. Алисова признана лауреатом фестиваля в номинации «комический герой» на VIII открытом театральном фестивале–конкурсе им. Е. Евстигнеева за роль Софии в спектакле «Песни для детей старшего возраста» по пьесе Н. Прибутковской. Также она награждена благодарственным письмом правительства Нижегородской области за многолетнюю плодотворную деятельность, исполнительское мастерство и большой вклад в развитие театрального искусства области.

Благодарственным письмом правительства области за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие театрального искусства и высокие творческие достижения награждена и директор театра М. Швецова.

И. Лапшина.
Фото А. Михельсон.
«Арзамасские новости» № 57 от 14 мая.
Сезон отыгран на ура! «Арзамасская правда» № 55 от 19 мая.

Вся жизнь — игра.

Посещение театра для многих из нас — настоящий праздник. Однако для тех, кто здесь работает, — это колоссальный труд, требующий полной отдачи. О закулисной жизни театра драмы рассказывает его директор М. ШВЕЦОВА:

— Театр — это особый мир со своими законами и традициями. Работать в театре — это значит им жить, потому что он заменяет собой все: и профессию, и отдых, и хобби. В то же время театр для многих из нас стал семьей, следовательно так важна благожелательная атмосфера, где один за всех, и все за одного. Поэтому, когда случаются радостные события или, напротив, несчастье, мы все переживаем совместно.

— Есть ли между актерами соперничество?

— Безоблачным небо никогда не бывает. И в театре порой случаются «войны» за роли. Точно так же и с оформлением звука или света: сделать это поручили одному, другой же считает, что с этим он справился бы не хуже… Однако на премьере спектакля неприятности забываются, все дружны и счастливы от того, что все получилось.

— Чем вам запомнился прошедший театральный сезон?

— Особенностью этого сезона стало то, что коллектив театра драмы провел большую и плодотворную работу по сближению с труппой реорганизованного оперного театра. Друг к другу мы привыкали долго, было много амбиций, слез и недовольства. Однако, я считаю, что все трудности мы успешно преодолели, и подтверждением тому стал общий выход на сцену на закрытие 67–го театрального сезона. Конечно же, немалая заслуга в объединении труппы принадлежит главному режиссеру А. Кулиеву. Благодаря его работе грань между оперными и драматическими актерами постепенно стирается, а это и есть главный показатель профессионализма.

— Какой он, арзамасский зритель?

— Со зрителем у нас сложились теплые и дружеские отношения. Арзамас — очень театральный город, поэтому зрительный зал всегда полон. Приятно, что актерам аплодируют стоя. Такое бывает не везде.

— Всегда ли актерам удается выразить ответные эмоции у зрителя?

— Актеры очень чувствуют настроение сидящих в зале. Есть даже такое понятие — «мертвый зал», когда люди совершенно не реагируют на реплики, которые по идее должны найти отклик. «Растормошить» таких зрителей — дело трудное, отнимающее много сил. Другое дело, когда зритель чутко реагирует на происходящее на сцене, — плачет, смеется, недоумевает, задумывается… Вот тогда у нас возникает чувство гордости от того, что мы достигли цель, которую перед собой ставили.

И. Лапшина.
Фото М. Филатова.
«Арзамасские новости» № 67 от 2 июня.
Современное звучание классики. «Арзамасская правда» № 79 от 15 июля.
Арзамас. Провинциальный анекдот с трагическим финалом.

Есть ли в городе театр — об этом судят не по тому, красуется ли на одной из его площадей здание с колоннами и парадным входом (хотя здание, конечно, театру очень нужно). Гораздо важнее другое — наличие людей, всей душой театр любящих и вокруг него собирающихся. Есть такие люди — значит, есть и театр.

Вот в Арзамасе у театра своего здания нет. Закрытое несколько лет назад на ремонт, оно и сейчас ждет, когда у городских властей дойдут до него руки. А пока труппа живет в малоприспособленном для ее нужд офисном доме, где также работает музыкальная школа да прописаны всевозможные конторы и службы. Из гримерок на сцену артистам нужно проходить через вестибюль, по лестнице постоянно туда-сюда пробегают дети с нотными тетрадями и неспешно ходят бабушки с сумками.

Однако театр жив и работает интересно, активно, выводя на подмостки не только героев коммерчески выгодных комедий Куни, но и персонажей произведений куда более серьезных.

Вот общаюсь с главным режиссером Аманом Кулиевым и с директором Мариной Швецовой, и не покидает ощущение, что бытовая неустроенность придает их работе особый драйв, наполняя каждый репетиционный день нужной для творчества энергией. Когда решение одной из задач означает неизбежный переход к новой, и не факт, что эта новая задача окажется проще предыдущей.

Решили одну из задач — 11 октября открыли 68-й сезон в отремонтированном зале. Вместо некрасивого помещения со скрипящими стульями и с ужасной краской на стенах сейчас зритель приходит в уютный, камерный, по-настоящему театральный зал. А впереди — сооружение служебных помещений, благоустройство фойе.

«Я не устаю повторять, — говорит Аман Кулиев, — что не нужно ждать, когда нас пригласят в новое здание. Ну, будет оно, конечно, но не завтра же. А мы работаем сегодня, и зритель приходит к нам сегодня. Значит нужно заполнять «театральным воздухом» то пространство, в котором мы живем сейчас. Вот у нас до конца месяца проданы билеты на спектакли. Что это значит? А то, что в городе достаточно публики, которой театр нужен, которой интересно то, что мы делаем».

Да, свой зритель у театра есть. И не только в Арзамасе. Театр много ездит по области, его спектакли видели в Сарове и в Павлово, в маленьких поселковых клубах и в помпезных Дворцах культуры. Впрочем, постоянные гастроли и выезды — неизбежные будни любого провинциального театра. И это во многом определяет репертуарную политику.

При ее формировании неизбежно приходится искать компромисс между развлечением и серьезным разговором на трудные темы. И ох как не хочется ошибаться.

Для открытия 68-го сезона арзамасцы выбрали комедию А.Н.Островского «Свои люди — сочтемся». На первый взгляд, в этой хрестоматийной пьесе нет ничего необычного. Еще одна история о подлеце с изображением нравов московского купечества. Привычная интрига, известная развязка. Но эта простота внешняя, кажущаяся. Не надо забывать, что пьеса была в свое время запрещена цензурой. Что же привлекало в ней читающую и мыслящую публику полтора столетия назад и насколько она востребована сегодня? Конечно, можно подробно изобразить механику мошенничества, к которому прибег купец Большов, дабы обмануть кредиторов. Но это — материал для газетной или журнальной статьи, а не для драматического произведения, в котором важны характеры, конфликты, противостояния, победы и поражения не абстрактных фигур, а живых людей. Значит, нужно искать другие смыслы, открывать иные тайны в пьесе. И, конечно же, они есть, стоит только внимательнее всмотреться в рассказанную Островским историю. Мне кажется, что здесь показана легкость, с которой рушится привычный мир, зыбкость грани между прочным и, как кажется, нерушимым благополучием и полной нищетой, катастрофой. То, как легко может преуспевающий деловой человек оказаться в рубище и, подобно королю Лиру, пойти по миру в обнимку с Шутом.

Ассоциация с историей Лира в спектакле Амана Кулиева прямая. В финале изгнанный из дома Самсон Силыч Большов так и уходит в зал — в рубище, с палкой, опершись на плечо нищенки, жалобно поющей городскую песню.

Казалось бы, нет никаких предпосылок к этому краху — ни социальных потрясений, ни происков врагов. Катастрофа вынянчена Большовым в собственном доме. Вот она — Олимпиада Самсоновна. Липочка. Дочь любимая и единственная.

Не Подхалюзин здесь главный подлец, и не Сысой Псоич. Что они? Всего лишь мошенники, легко воспользовавшиеся «упавшей с воза» удачей. А вот Липочка, отказавшая отцу в помощи и тем самым обрекшая его на муки душевные, — этот образ страшен. И именно его развитие — главный сюжет спектакля.

Сначала зритель долго рассматривает сцену. У него, особенно если он занял свое место в зале не с третьим звонком, есть возможность оценить стоящую на сцене красивую мебель, настоящую, с виньетками и узорами, витые венские стулья, плетеную узорную скатерть на круглом столе, красивую фарфоровую посуду в горке. Все подробно, красиво, приятно. Художник Ирина Сергеева создала мир маленького дома, зажатого громадным пространством окружающего мира, который здесь не любят и которого боятся. В центре этого красивого уюта - большой, под самый потолок, то ли ларь, то ли сундук. Когда с третьим звонком стенки его раскроются, а крышка откинется вверх, будет понятно, что сундук - это дом купца Большова в миниатюре. Душный, на все замки запертый, пропитанный затхлым воздухом скуки и тоски. И здесь, в этом сундуке, истомленная духотой, рассказывает о своей жизни Олимпиада Самсоновна.

Слушая Елену Митясову, играющую Липочку, и наблюдая за ней, ловишь себя на мысли, что нечто подобное вот только что, совсем недавно или читал, или слышал. Нет, не у Островского. У другого драматурга. Вполне сегодняшнего. Ну как же, конечно, — Липочка чрезвычайно напоминает Наташу, героиню Ярославы Пулинович. Та же ограниченность, та же жестокость, та же бездонная пустота внутри. Пустота, из которой может вырасти только чудовище. Оно и вырастает. И вся пьеса — рассказ о том, как чудовище набирает силу. И именно это делает историю краха семьи купца Большова необычайно острой, современной и предельно актуальной.

Наверное, самая сильная сцена в пьесе и в спектакле в особенности, когда Самсон Силыч приходит из «ямы» к зятю и дочери с просьбой о помощи. Потерянный, утративший всю былую удаль, даже вроде бы съежившийся. Александр Юшков в этой сцене поразительно искренен. Его Большов, кажется, и сам уже не верит, что Подхалюзин заплатит деньги, и просит только потому, что вроде бы так надо, так положено — просить. И не отказ Лазаря его убивает. К нему он готов. Под самое сердце сразит равнодушная, циничная ухмылка дочери, вальяжно развалившейся на диване в белом парадном платье, поблескивающем драгоценными украшениями.

Нет, авторы спектакля, конечно же, не оправдывают Самсона Большова. Да и не слишком нуждается он в оправдании. Что там за беду решил он сотворить? Ну, захотел сплутовать, объявить себя мнимым банкротом. Так ведь это же мелочь по нынешним временам, с кем не бывает. За последние два десятилетия мы были свидетелями такого количества куда более громких мнимых банкротств, что стали они уже делом будничным. А вот к тому, что родные дети могут так легко к паперти церковной подтолкнуть, привыкать тяжело. Поэтому напряженно затихает зрительный зал, когда уходит Большов, закутанный в мешковину, из родного некогда дома, так остро ощущаются его трагедия и безысходность. Провинциальный анекдот, закончившийся трагедией, — вот что такое спектакль по Островскому в Арзамасском театре. Неожиданно серьезный, острый и отнюдь не нацеленный на развлечение зрителей спектакль.

Он строится медленно, с бытовыми подробностями, с комическими деталями, с прекрасными песнями Ирины Ватутиной. И кажется порой, что в этом томительном мире ничего никогда не произойдет, все увязнет в быте, в смешных причитаниях Устиньи да в ее спорах с Аграфеной Кондратьевной. Но нарочитые бытовые детали как раз и важны режиссеру, они помогают резче оттенить фальшь льстивых слов, да и трагедия в обыденной жизни порой ощущается и понимается зрителем острее, чем страсти в некоем условно-абстрактном мире. В этом отношении «правда жизни» как нельзя более точно подходит для воплощения на сцене Островского.

Плохо только, что актеры уж слишком сильно используют сегодняшнюю обыденную интонацию, при этом язык Островского теряется. Но такова уж, видимо, тенденция современного театра, и не только провинциального, когда текст «проговаривается», а акцент делается лишь на особо значимых смысловых моментах. Сказывается влияние бешеного ритма нашего времени, обилия информации, при котором мозг автоматически отсеивает «лишнее», позволяя сосредоточиться на главном.

А с другой стороны, не концентрируясь на точности выражений и не боясь упустить ту или иную «запятую», актер получает свободу для выявления собственного темперамента и отпускает на волю всю эксцентрику, на которую способен.

Из наиболее ярких актерских работ не могу не отметить Лазаря в исполнении Максима Гордиенко, эмоционально точным и органичным актером, за которым интересно наблюдать. Особенно в сценах, когда Подхалюзин не подыгрывает партнерам, не изображает из себя льстеца и угодливого подхалима, а наедине с собой обдумывает интригу и сам боится поверить в возможность и близость реальной победы. Правда, в финале, «закованный» в белый парадный костюм, он почему-то теряет трагическое «напряжение всех внутренних сил», и образ Подхалюзина сразу становится проще, мельче... Впрочем, спектаклю еще жить и жить, и актер еще сумеет выстроить свою роль.

Впечатляет актерская эксцентрика, которую мастерски использует для создания образа Сысоя Псоича Юрий Рослов. Его мелкий стряпчий не типичный «маленький человечек», а вполне реальный, живой и страдающий человек, искренне радующийся подвалившей удаче, когда Подхалюзин предлагает ему заработать, и полный горького отчаяния, когда понимает всю униженность своего положения.

Может быть, кому-то из зрителей переход театра от Куни к Островскому покажется странным, но он закономерен. Ибо здесь хорошо знают - настоящая актерская школа возможна только при работе с классической драматургией; именно такие спектакли способствуют формированию вокруг театра круга верных и умных зрителей, позволяя оставаться востребованным, а значит необходимым.

«Хочу еще поставить в этом сезоне одну из пьес Василия Сигарева, — делится планами Аман Кулиев. — Мне кажется, соединение классического Островского и острой современной драматургии вполне оправдано - они нащупывают болезненные точки в окружающей действительности. Очень хочется продолжить с нашим зрителем разговор о современниках, о том, в каком мире мы живем. Вот не так давно прочел последнюю работу трагически погибшей талантливой писательницы Анны Яблонской «Язычники» и «загорелся» желанием увидеть ее на нашей сцене. Словом, планов много».

Гаранин Александр.
«Страстной бульвар,10» Выпуск № 4-144/2011.
Арзамас. Чтобы песня не умерла.

Арзамасский театр драмы сыграл премьерный спектакль «Песни для детей старшего возраста» по пьесе Нины Прибутковской, нижегородского драматурга, телеведущего программы «Добро пожаловаться» (ННТВ). Автор наконец обрела своего режиссера, сумевшего найти нерв ее произведения. Казалось бы простая, пьеса имеет структуру матрешки, где один объем включает несколько других. Есть конфликт «отцов и детей»: молодой прагматичной пары (Георгий и Леонора) и старых романтиков 60-х (тетя Софи и Старик). Конфликт между супругами: жена не хочет бросать работу в турфирме, а муж желает уйти. Здесь отражены многие реалии нашего времени — пресловутое «выживание»: содержание старика-отца, квартирный вопрос, беспокойство за сына. И конфликты времен: Он и Она — Старик и Софи, то есть пожилая пара в молодости и сейчас.

В постановке главного режиссера театра Амана Кулиева звучит обеспокоенность за новое поколение, живущее без песен души, задерганное городской суетой. Георгий (Максим Гордиенко) и Леонора (Наталья Терентьева) — служащие турфирмы, ради которой в свое время Георгий бросил диссертацию, а Леонора отказалась от педагогической деятельности и перестала писать стихи. Они живут с больным отцом — Стариком.

С появлением в доме тетки Георгия Софи, в прошлом возлюбленной Старика, в семье начинают происходить странности: то продукты выброшены, то деньги лежат не там. Подозрение падает на отца. На самом деле таким способом Софи пытается доказать, что необходима семье для присмотра за чудаком-стариком. В исполнении Ирины Алисовой она — молодящаяся пожилая женщина, немного экзальтированная, любящая свою кошечку, много и пространно рассуждающая о жизни. Актриса очень эмоционально ведет роль, в которой есть и боль за прошлое, и радость встречи с любимым, и старомодная приподнятость над бытом, и старческая инфантильность.

Актер Александр Юшков (Старик) поставлен перед сложной задачей — сыграть онемевшего от инсульта пожилого человека, не утратившего живость реакций на происходящее, чутко воспринимающего радость общения со своей бывшей любовью, впервые приехавшей в гости к молодым. История их любви становится ясной из дальнейшего хода спектакля: Старик «поет» ей песни, в этот момент другой исполнитель — Юрий Рослов (Он, Старик в молодости) играет на гитаре, а Софи слушает воображаемую, но от того не менее реальную для них песню. Старый бард иногда паясничает, расхаживая в клоунском парике с красным шариком-носом, а сцена, где он давится кашей, когда Софи кормит его с ложечки, сходна с аттракционом.

Сценография В.Н.Ширина и свет О.А.Угрюмова позволили режиссеру на маленькой сцене легко переключать действие во времени и пространстве. Горизонт, полукольцом обнимающий сцену, имеет вверху падуги — плывущие облака в виде гитар. А мостик на заднем плане полуовальными крыльями спускается к авансцене, что позволяет молодым и старым парам быстро вбегать наверх и спускаться к центру площадки, легко перенося место действия в дом или в городской ландшафт. В середине расположена широкая тахта, по мере надобности закрываемая ширмой-сегментом на колесиках, перемещаемой по окружности актерами. Ширма трансформируeт место действия, а ее поверхность выполнена в виде узких лент, на которые нанесен общий рисунок облаков.

При первой встрече после долгой разлуки Он и Она встают за спинами старой четы. Далее сочетание фраз и действий этих пар совершается различным образом через наплывы времен. То Она бежит и кричит: «Зачем ты уехал?!» вслед уходящему Ему. То происходит встреча на мосту, когда Она приезжает к Нему на концерт уже из другого города после разлуки. То при разговоре пожилой пары их молодость (Он и Она) выглядывает из-за ленточной ширмы, а Старик и Софи время от времени шлепком по лбу загоняют их в прошлое, то есть за ширму. Совсем еще девочка, худенькая и неловкая, в голубеньком платьице с белым горошком, с открытым добрым лицом, Елена Каталымова (Она) создает трогательный образ девушки искренней, непосредственной, ясной, чем-то напоминающей героинь Арбузова. Она кричит вслед уходящему возлюбленному, и этот крик, как эхо из прошлого, переходя в сцену настоящего времени, показывает драматизм прожитой жизни. Герой Юрия Рослова (Он) — худощавый, подвижный парень с гитарой, типичный студент 70-80-х годов. Он любит свою юную Софи, имеет пока еще смутные планы на будущее, но размолвка между влюбленными непоправимо разрушает их счастье.

Создается иллюзия «перетекания» души: немая фраза старого героя получает звуковое воплощение у молодого партнера. Таких удачных моментов в спектакле много. Старик, страдая от непонимания молодых, доходит до того, что хочет уйти из жизни, завещая квартиру внучке, племяннице Леоноры.

Доминанта характера Леоноры, «обыкновенной женщины, лет 40» в исполнении Н.Терентьевой — деловитость, рациональная выверенность действий. Она настойчива, определенна в суждениях, явный лидер в семье. А когда дело доходит до жилищных вопросов, резко выкрикивает отцу все, что думает о его бардовском прошлом: «самовлюбленный петух», «самодеятельность, за которую не платят» и пр.

Георгий - М.Гордиенко «достойно красив» — по пьесе и в спектакле. Приличный костюм, выражение лица, отражающее успех и благополучие. Все движения и речь выдают человека положительного и стабильного, не лишенного интеллектуального обаяния. В институте он пел песни Старика. Ссора с ним, когда Георгий вступился за жену и поднял руку на бывшего кумира, больно ударила по душе самого Георгия. Герой М.Гордиенко мечется в поисках места, чтобы успокоиться, в отчаянье бросает с моста листы своей диссертации «Добровольное юродство на Руси», понимая, что время безвозвратно утеряно, старается забыться алкоголем, но остается трезв под давлением «проклятых» вопросов жизни. Режиссер углубил мелодраму Н.Прибутковской, введя в спектакль песни Ю.Визбора, В.Высоцкого и др., подчеркивая тем самым, что перед Леонорой и Георгием стоит гражданский выбор: или существовать по-старому, или вернуться к ценностям молодости.

В финале бард обретает дар речи и с трудом выговаривает слова любви к дочери. Звучит общее покаяние героев. Он передает гитару Старику и старая пара, а вместе с ней и молодые двойники, взяв в руки чемоданы, уходят. Георгий и Леонора стараются осмыслить свое существование, и оказывается, что ничего существенного в их судьбе не случилось: только покупка гаража и машины. Пустота жизни становится особо ясной на фоне подлинной любви ушедших стариков.

«А что случилось?» — вопрос героев становится поводом для размышлений зрителей. Раньше народ любил жизнь и пел старинные русские народные, военные песни, песни бардов. А что теперь? Мы перестали петь! Что же, русская душа умерла?

И еще на одно тревожное размышление навела эта трогательная постановка. Арзамас в ноябре 2010 года потерял Оперный театр. Город, бюджет которого формируется напряженно, не может содержать дорогостоящее учреждение культуры — так объясняет свою позицию администрация Арзамаса. И хотя большинство актеров получили трудоустройство в различных заведениях культуры Арзамасского района, от этого легче не становится. Оперный закрыт вслед за ТЮЗом, автоматически ликвидированным еще в 1999 году, когда произошло «слияние» ТЮЗа и театра драмы. С тех же пор ремонтируют здание драматического театра на ул.Калинина, 29 (там сейчас проходят репетиции). Арзамасский драматический ютится в административном здании бывшего Обкома и Горкома на первом этаже (ул. Кирова, 35), располагавшийся там актовый зал ныне приспособлен под театр. В самом же здании, кроме театра драмы, помещаются музыкальная школа и ряд организаций. На данный момент коллектив Арзамасского драматического театра соединил в себе актеров из трупп ТЮЗа, оперного и драмы.

Директор театра Марина Швецова и зам. директора по организации зрителя Елена Вагина делают все, от них зависящее, для создания нормального творческого процесса. Заслуженный артист Карелии, лауреат премии им. Н.И.Собольщикова-Самарина, лауреат международного фестиваля «Славянский Венец» А.Я.Кулиев, истинный человек театра, горячий и импульсивный, находится в самом начале создания репертуара. Восстановлены два спектакля, выпущены три премьеры - музыкальная комедия М.Самойлова «Дон Жуан в Севилье», «Этот безумно влюбленный таксист» Р.Куни, «Песни...», идут детские спектакли «Красная Шапочка» и «Летучий корабль». В здание на Кировской потянулся народ. Постановка «Песен для детей старшего возраста» актуальна своим вопросом о преемственности культуры. Каким путем пойдет ее дальнейшее развитие? В этом смысле герб Арзамаса — крест, символизирующий пресечение дорог — глубоко символичен.

Петров Владимир.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №6-136/2011.

«Душа обязана трудиться…»

Культурная жизнь города не остается в стороне от приборостроителей, всё-таки, не хлебом единым жив человек. Тем более что билеты на досуговые мероприятия распространяются через заводской профком, который компенсирует часть их стоимости.

Недавно работники заводских подразделений побывали в Арзамасском театре драмы на спектакле «Свои люди — сочтемся!» по пьесе А. Островского.

— С удовольствием посмотрели спектакль, обменялись впечатлением, —рассказывает предцехком цеха № 19 И. Швецова. — Как всегда на высоте был актер Ю. Рослов в роли стряпчего Сысоя Псоича, излишне «громкой» показалась героиня Липочка, которую сыграла Е. Митясова: наверное, в то время девушки были более скромными и сдержанными. Но, видимо, это задумка режиссера, и она, нужно отметить, сработала: думаю, молодежь обратила внимание на поведение героини и сопоставила с тем, как они себя ведут с родителями. А в целом, классика всегда актуальна, поднятые в пьесе проблемы — вечные.

— Замечательные, с символической «начинкой», декорации (действие разворачивается в раскрытом сундуке, который в финале закрывается), —отмечает предцехком заводоуправления Н. Васильева. — Интересно обыгрываются детали: к примеру, розовой лентой купеческой дочки Олимпиады Самсоновны, приказчик завязывает документы, переданные ему купцом Большовым, объявившим себя банкротом. Покорило вдохновенное звучание народных песен и романсов в исполнении И. Ватутиной, сыгравшей Нищенку.

Мнения сложились разные, но главное, что зритель не просто смотрел и следил за действием, а задумывался, размышлял. В этом и есть сила театра.

Н. Волкова.
Фото Л. Цикиной.
«Новатор» ОАО «АПЗ» № 41 от 21 октября.

Единомышленники

За шестилетнюю историю конкурса «Творческая инициатива» специалистами учреждений культуры было разработано 86 инновационных проектов, большинство из них успешно реализованы, а некоторые открытия арзамасцев уже перенимают коллеги из других регионов. Как отметило жюри конкурса, участники не устают удивлять нестандартными подходами к своей деятельности, поэтому каждая работа уникальна и заслуживает внимания.

Презентацию проекта «Ах, гармошка, что за звуки!» собравшиеся приветствовали громкими аплодисментами: директор детской музыкальной школы № 2 Г. Вагин и выпускник Д. Балабин вышли на сцену в народных костюмах и покорили зал игрой. После многолетнего перерыва в школе открыт класс игры на гармони, сейчас в нем занимаются 13 юных арзамасцев.

Вне конкурса был представлен проект департамента культуры «Удивительное — рядом!» (рук. Л. Макарова). Городские путешествия все более интересны и гостям, и коренным жителям, ведь многие улицы, дома, здания хранят немало секретов. Так, далеко не все знают, что арзамасцев несколько веков назад величали гусятниками, слава к пернатому символу вернулась совсем недавно, теперь его можно увидеть не только на сувенирной продукции, но и в ассортименте хлебобулочных изделий. Пряники «Арзамасский гусь» пока выпекаются на заказ, но, возможно, появятся и в широкой продаже. Увлекательное путешествие можно совершить и на автобусе маршрута № 3, экскурсию пассажирам проведут специалисты библиотеки–филиала № 8. Автор проекта «Маршрутка» Н. Помелова.

Театральным тайнам посвящен совместный проект театра драмы и телерадиокомпании «Арзамас» (рук. Е. Вагина, О. Баранова). Программа «За кулисами» познакомит зрителей с подготовкой премьер, династиями актеров, работой цехов театра.

Сотрудники историко–художественного музея вышли в финал конкурса с проектом «Заступники земли русской» (рук. А. Щеглетова). Работа посвящена истории Дня народного единства. Теперь прикоснуться к героическому прошлому посетителям учреждения будет проще, здесь будут проходить исторические игры и театрализованные представления.

В течение года в городском доме культуры проводились ток–шоу в рамках проекта «Выбор за тобой» (рук. М. Гераськина). Для участия в программах приглашались старшеклассники и студенты, злободневные темы – наркомания, алкоголизм, подростковая преступность – обсуждались без купюр. Подростков знакомили со страшными цифрами статистики и указывали альтернативу. Итогом проекта стал фестиваль «Лето будет», собравший около тысячи участников.

— Тебя нет, если тебя нет в интернете, — убеждена автор проекта «Перезагрузка» заведующая методическим отделом центральной городской библиотеки им. Горького И. Огнева, — группы в социальных сетях, блоги, сайт, разработанные специалистами центральной библиотечной системы нашего города, востребованы, наши учреждения сейчас предоставляют не только книги, но и возможность общения.

В качестве подарков победители были награждены цифровой и компьютерной техникой, которая поможет в реализации творческих инициатив.

Ю. Фокеева.
Фото Д. Кастальского.
«Арзамасские новости» № 142 от 22 ноября.

Комедия жизни

В драмтеатре готовится к постановке пьеса «Детектор лжи» В. Сигарева, премьера которой состоится 14 декабря.

Хороший театр — это театр разный, коллектив которого с одинаковым вдохновением берется и за проверенную временем классику, и за произведения современных авторов.

— Эта пьеса об обмане, в основе которой лежит понятие любви, — рассказывает главный режиссер театра заслуженный артист Карелии А. Кулиев. — Меня давно интересуют вопросы о природе любви и вообще человеческих отношений: можно ли строить любовь на лжи? Ведь она может быть во спасение, но отношения почему–то в итоге рушатся… И не менее актуальная тема: почему сейчас регистрируется так много разводов? Праздник проходит — наступили будни, а это ежедневный душевный труд. А нам зачастую не хватает чувства ответственности друг перед другом, терпения и самопожертвования, откуда и возникает ложь, разлад в семейных отношениях. Более того, в современном обществе деньги считаются главной ценностью, а их отсутствие, как правило, еще более усугубляет положение.

Интересно, что действие пьесы начинается именно с вопроса: где спрятаны деньги? Глава семьи (актер С. Столяков) получил зарплату и, будучи в нетрезвом состоянии, припрятал ее где–то в доме. А где — не помнит. Его жена (актриса Н. Тешина) приглашает гипнотизера (актер Ю. Рослов) по объявлению, прочитанному в газете. Этот чудаковатый господин, очень ранимый и далекий от бытовых семейных драм, становится своеобразным детектором лжи. Под гипнозом герои сбрасывают привычные маски и выдают свои подсознательные желания. Ложь нарастает как снежный ком, и это разоблачение мужа и жены ставит существование семьи под угрозу. Но это комедия, и поэтому все актуальные вопросы современности рассматриваются с юмором. В этих простых жизненных ситуациях зритель может увидеть себя.

— В пьесе всего три персонажа, все действие держится на них, — рассказывает актер театра Ю. Рослов. — И это дает возможность показать характер героя, прожить кусочек жизни от и до. Я играю роль доцента кафедры психиатрии – человека честного, умного и интеллигентного. Он открывает внутреннюю сущность мужа и жены и в итоге дает совет, как дальше жить, поэтому зрителю будет над чем подумать.

И. Лапшина.
Фото И. Лапшиной.
«Арзамасские новости» № 148 от 6 декабря.