Театр драмы выходит на мировую сцену.

В Нижнем Новгороде состоялось открытие традиционного областного фестиваля-конкурса «Премьеры сезона», приуроченного к международному дню театра. Не первый год его участником становится и Арзамасский театр драмы. Задача жюри — за 9 дней просмотреть 18 спектаклей — премьеры этого сезона разных театров нашего региона. Главное «за чем» будут охотиться театральные критики — творческая удача. Сергей Чуянов приехал в Арзамас на спектакль «Свои люди — сочтемся» и рассказал о фестивале.

— В этом году состав жюри достаточно серьезный, это и артисты, режиссеры, сценаристы, театральные критики и преподаватели университетов. Поэтому конкурсный отбл будет далеко не легким.

Арзамасский театр драмы уже не первый раз представляет свои творческие удачи. Особенно волновались артисты, выступая перед исследователем творчества Островского Ниной ой которая знает наизусть все его произведения.

— Арзамас хорош тем, что сохранил свою уникальность, несмотря на окружающий нас технический прогресс. Приезжаешь к вам и чувствуешь историю. Именно поэтому мы ждали чего-то особенного истинно-русского от местных артистов и дождались. Если уж баба, как говорится, то баба, мужик так мужик. Вот так играют ваши. Это высочайший класс. Великолепно играет Тамара Гордиенко, заслушиваешься и засматриваешься.

После спектакля критики провели «Разбор полетов», где отметили все достоинства спектакля и некоторые недостатки. А затем рекомендовали спектакль для участия в международном фестивале. Итоги этого конкурса будут подведены в виде творческой конференции в Нижнем Новгороде 19 марта в Доме актера, где театралы нижегородской области услышат вердикт жюри и узнают о том, есть ли творческие удачи в этом году.

«Арзамас СЕГОДНЯ» № 60 (278) от 16 марта.

Арзамас. Куда приводит ложь.

Только-только утихли аплодисменты на премьере «Свои люди - сочтемся!», открывшей 68-й театральный сезон в Арзамасском театре драмы, а главный режиссер театра Аман Кулиев выпустил следующую постановку. На этот раз объектом его исследования стала новая драма - явление в Арзамасе малоизвестное. «Ни один театр не может обойтись сегодня без современных пьес. Мне кажется, соединение вечной классики и острой драматургии на злобу дня вполне оправдано. Это помогает выявить болезненные точки в окружающей повседневности. Очень хочется продолжить с нашим зрителем разговор о современниках, о том, в каком мире мы живем», - так объяснил свой выбор режиссер. Незамысловатая, на первый взгляд, комедия «Детектор лжи» написана молодым, но уже известным драматургом, сценаристом и кинорежиссером Василием Сигаревым.

Борис и Надежда Бызовы (Сергей Столяков и Наталья Тешина) прожили в браке 20 лет. Он - токарь, она - санитарка. Он давно пьет, она так же давно с этим смирилась. Однако в тихой и размеренной жизни семьи Бызовых назревает большая проблема: на носу день рождения свекрови, а последнюю зарплату Борис спрятал. Спрятал - и забыл куда. В отчаянии Надежда приглашает гипнотизера (Юрий Рослов).

Сюжет комедии прост и анекдотичен. Однако интерес в том, что на сцене - обыкновенная семейная пара, люди «как все». Сигарев обращается к «маленькому человеку», раскрывает внутренний мир героев в лучших традициях гоголевской «Шинели». Драматург не устает повторять, что новая драма - это «рассказ обо мне сегодняшнем», «обо мне как современном человеке, моих маленьких страстях и желаниях».

Спектакль начинается уже в фойе, где зрителей встречают песни Владимира Высоцкого. Через несколько минут они зазвучат и со сцены, из старенького радиоприемника, имевшегося 15-20 лет назад в каждой семье. Театр делает срез жизни многих семей, чьи лодки давно разбились о быт, пьянство, скуку и обман.

Итак, зрительный зал полон, свет погашен, занавес поднят. По сцене ползает луч прожектора, выхватывая из полной темноты куски декораций. Из ниоткуда звучит голос: «Иногда я становлюсь воздухом, сквозняком или тенью и хожу в гости к разным людям». Зажигается свет, и многие зрители узнают в квартире Бызовых свои квартиры, типичные для 1980-90-х годов: «рогатая» вешалка в коридоре, веревки с сохнущим бельем, ковры на полу и на стене, два потрепанных кресла в ряд, косоногий столик, напольная лампа, похожая на подъемный кран, красивый, но сломанный торшер. Слева виден проход в кухню, справа - в туалет с белыми батареями и голубой плиткой. До боли знакомо и понятно. (Художник-постановщик - Ирина Сергеева.)

Надежда в зеленом бархатном платье мечется по комнате, собирая пустые бутылки из-под пива и водки. Борис сидит в кресле, спрятавшись за газетой, видны только его широкие потрепанные шорты, разрисованные долларами, и ноги в стоптанных тапках. Входит Гипнотизер, одетый в белый костюм, белую рубашку, белую шляпу, белые ботинки. Даже носки у него белые! У Кулиева, как всегда, нет второстепенных деталей. Гипнотизер напоминает ангела, «спустившегося» к Бызовым, чтобы помочь. Однако помощь оборачивается медвежьей услугой.

С первых реплик становится понятно, что ни о какой любви и согласии в этой семье нет и речи. Супруги общаются друг с другом на языке, сильно пересыпанном жаргоном и бранью. Надежда постоянно называет мужа «алкашом» и вспоминает былые годы: «А ведь какой был мужик. Картинка! А сейчас что стало? Алкаш, одно ему название!». Борис не остается в долгу и тут же огрызается.

Гипнотизер помогает найти деньги, и на этом «мирная», в общем-то, во всяком случае привычная жизнь Бызовых продолжилась бы. Но в игру вступает женское любопытство. Надежда просит Гипнотизера задать мужу вопросы и вскоре узнает его маленькие тайны: что служил он в стройбате, а не в Кремле, что платье для нее купил на рынке за 900 рублей, а не в элитном магазине за 4 тысячи, что разницу проиграл в наперстки и что один раз изменил ей по пьянке. Когда Борис выходит из гипноза, Надежда не может сдержать гнева, бьет и супруга, и несчастного Гипнотизера, выгоняет обоих за дверь. Борис пытается утихомирить жену, а Гипнотизер успевает ввести ее в транс.

Настает очередь Бориса узнавать секреты. Но - вот беда! - он не может сходу придумать ни одного вопроса. Борис рассказывает Гипнотизеру историю их с женой любви. Он оправдывает свое вранье тем, что Надежда была красавицей и не обратила бы на него внимания, если бы знала, кто он на самом деле. Борис с нежностью вспоминает первые дни их брака. Вдруг в его голову приходит идея: Борис хочет узнать, сколько мужчин было у его жены. Этот вопрос становится роковым. В отчаянии Борис принимает решение убить жену.

Гипнотизер в ужасе от того, что натворил. Он винит себя в разрушении семьи Бызовых. Загипнотизировав и Бориса, он оставляет супругов спать, а сам потихоньку выходит за дверь. Вдруг он понимает, что не может просто так уйти и приказывает Бызовым забыть обо всем, что случилось за этот день, просит их относиться друг к другу бережнее. В благородном порыве Гипнотизер подбегает к краю сцены и призывает зрителей начать новую, чистую жизнь. «Любите друг друга, умоляю вас. И будьте счастливы. Всегда», -выпаливает он на выдохе с нескрываемым волнением. Зал взрывается громогласными овациями. Вдохновленные монологом Гипнотизера, зрители хлопают как актерам, так и своему решению стать лучше.

Сказать, что спектакль имел огромный успех - значит, не сказать ничего. Сейчас с трудом верится, что вопрос о постановке «Детектора лжи» долго не решался. «Мне говорили, что Арзамас больше любит классику. Не верю! В Арзамасе талантливый зритель, он открыт к восприятию современного искусства», - рассказывает Аман Кулиев. То, что на сцене было всего три актера, не остудило зал. Зрители высоко оценили мастерство Сергея Столякова (Борис) и Юрия Рослова (Гипнотизер), однако настоящим открытием стала Наталья Тешина, роль Надежды для которой - первая на арзамасской сцене. Заслуга режиссера, перед которым стояла серьезная задача, в том, что при всем своем драматизме комедия осталась комедией. Взрывы искреннего хохота сотрясали стены зрительного зала, даже актеры изо всех сил сдерживали улыбки.

Этот спектакль помог зрителям вынести главный урок: уметь дорожить любовью, оберегать нежные чувства - это большая и сложная наука.

Валеева Елена. Лобова Ольга. Лукин Алексей.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №7-147/2012.
Арзамас. Что за кулисами?

Этот город, в который я попала впервые, вызвал какие-то странные, неуловимые воспоминания в тот момент, когда попала на Соборную площадь - четко организованную в плане застройки, величественную и красивую, с Воскресенским собором, высоко вздымающимся, кажется, над землей. Что-то все это напоминало, но никак не могла понять, что именно, пока мне не подсказали - именно здесь, на Соборной площади, начинается действие любимого в детстве романа Вениамина Каверина «Два капитана». И, вероятно, так точно и живо запечатлел Каверин это место, что оно «узналось» спустя много десятилетий...

Признаюсь честно, с этой минуты Арзамас приобрел для меня какой-то иной объем: я приехала сюда, потому что много лет слежу за творчеством очень интересного режиссера Амана Кулиева, чьи спектакли видела в разное время в Дзержинске, Нижнем Новгороде, Москве, куда приезжал Дзержинский муниципальный театр. Мы несколько лет не виделись, и мне было интересно посмотреть, как работает он в Арзамасе, где два года назад возглавил театр.

Второй причиной была, конечно же, близость Дивеева, места, куда я давно стремилась и наконец увидела собственными глазами все то, о чем читала, жадно впитывая все, связанное не только с Серафимом Саровским, но и с ближайшими его сподвижниками.

И, наконец, еще одной причиной было то, что в Арзамасе родился Аркадий Гайдар, чьи книги я люблю с детства и до сей поры, время от времени перечитывая с наслаждением «Голубую чашку», «Дым в лесу», «Судьбу барабанщика», «Тимура и его команду», «Чука и Гека».

Из всего этого и возник для меня облик города - по-провинциальному спокойного, доброжелательного, гостеприимного, обладающего очень хорошим театром с серьезным репертуаром и четко выстроенной программой.

О спектакле «Свои люди - сочтемся!» А.Н.Островского в постановке Амана Кулиева (художник И.Сергеева, музыкальное оформление Е.Кузиной и П.Пятунина) «Страстной бульвар, 10» уже писал, но я не могу удержаться от желания добавить свою «ноту» в сказанное местными критиками справедливо и интересно. Аман Кулиев придумал для своего спектакля пролог и эпилог, которых нет в пьесе А.Н.Островского, но которые на редкость точно передают атмосферу начала и конца всех событий. Мы видим сидящего в кресле Самсона Силыча Большого (А.Юшков), вслушивающегося в пение Нищенки - то ли живущей в его доме, то ли юродивой, постоянно приходящей к Большовым (И.Ватутина). В этом напеве - предсказание судьбы купца, и, глядя на то, как он слушает это пение, как выразительно и емко передает артист состояние своего персонажа даже не мимикой, а взглядом, начинаешь невольно думать, что, может быть, потому и решает Большов объявить себя банкротом, что предчувствует наступление новых и страшных времен.

Юродивая будет появляться по ходу развития сюжета довольно часто, и каждый раз песни ее, спетые изумительным, чистым и светлым голосом, будут становиться знаком тревоги, знаком приближающейся беды. И от этого возникнет странное сочувствие к Самсону Силычу - он думал, что сильнее и умнее всех, а жизнь вытолкнула его как отжившего свое, ненужного больше никому...

И когда в финале Юродивая споет «...Прожил я свой век, да не так как человек...» и подаст Большову, одиноко стоящему на сцене в белом нижнем белье, копеечку, - сердце сдавит от жалости и сочувствия, от горького ощущения, что Время, как гигантский веник, сметает в щель всех нас.

В спектакле выделяются блистательно сыгранные роли - это Подхалюзин (М.Гордиенко), Рисположенский (Ю.Рослов), Липочка (Е.Митясова), Тишка (М.Польдяев). Они точны в каждом жесте, в каждом слове, движения характеров отточены, их развитие глубоко обосновано и содержательно. Но несправедливым было бы не отметить и другие работы: Т.Гордиенко (Аграфена Кондратьевна), Е.Керзина (Устинья Наумовна), Л.Фаустова (Фоминишна).

Секрет успеха этого спектакля, как мне кажется, заключен в двух моментах - блистательный актерский ансамбль и тщательная, детальная, кропотливая работа над текстом и каждым характером. Ничего не «пробрасывается», ничего не остается загадкой для зрителя. Это - великолепный образец классики, воплощенной русским психологическим театром, у которого в будущем году довольно солидный юбилей.

И еще очень важно, что в Арзамасском театре мне посчастливилось встретиться с настоящей группой единомышленников, что сегодня, согласитесь, явление нечастое. Директор театра Марина Швецова, заместитель директора Елена Вагина, художник Ирина Сергеева, главный режиссер Аман Кулиев и, конечно же, труппа театра составляют единое целое. Для них главное - это постоянная работа в сомыслии и согласии. А вы считаете, что зрители не чувствуют, какая атмосфера царит за кулисами? Как бы не так, ведь она невольно переливается в зал, заражая и заряжая его...

Старосельская Наталья.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №9-149/2012.
Арзамас. Перед заходом солнца.

Спектаклем «Вечер» А.Дударева Арзамасский театр драмы закрыл театральный сезон. Режиссер Аман Кулиев снова удивил зрителя своим умением замечать детали, вызывать в душе эмоциональный отклик.

Действие спектакля разворачивается у колодца. Настоящий библейский образ. Именно у колодца расположился домик старика Василя, прозванного в деревне Мультиком (Александр Юшков). Туда за водой ходят и Ганна (Ирина Алисова), и Гастрит (Александр Егоров). Колодец - и связующее звено, и источник «живой воды», и путеводная нить, указывающая движение наверх, к солнцу. Да и весь спектакль устремлен к небу, к пониманию самых простых заповедей. В нем много света, он выдержан в светлых тонах, кажется, что солнечные лучи наполняют пространство сцены, распространяясь и в зрительный зал. Только начинается и заканчивается спектакль вечером. Деревня заброшена, старики забыты. Однако они надеются увидеть своих детей, придумывая причины, почему те не приезжают и не пишут им. Мультик ремонтирует на сцене колесо. Это тоже символ - круговорота жизни, времени. Старики говорят о своих детях. А ведь старик и ребенок олицетворяют собой вечный круг земного бытия, его начало и возврат, жизненные точки, в которых запечатлелись тайна нашего появления на свет и великая тайна завершения земного пути.

Аман Кулиев - философ. И его старики - немного философы. Они на глазах зрителей приходят к пониманию простой истины, что впереди их ждет вечность и кроме Бога - никого рядом. В интервью режиссер говорит, что «Вечер» - пьеса о поколении людей начала ХХ века, о котором стараются не вспоминать сегодня. В исторической цепи развития любого государства забвение какой-либо эпохи приводит к образованию вакуума, когда новое поколение или нравственно деградирует, или не понимает, откуда оно. «Я хотел рассказать сегодняшнему зрителю, - говорит Аман Кулиев, - что пережили наши деды и отцы, бабушки и матери, как они по капле теряли веру в душе... Наш спектакль о том, за что в этой жизни надо держаться. Это земля. Молодой зритель должен понять, что следует много трудиться и свято верить, как бы тебя ни ломали. Тех, кто не желает задумываться над прошлым, обязательно сметет история».

Зрители плакали, потому что спектакль показал страшную правду нашей жизни: сегодня старик находится в самом конце семейной цепи, а чаще - вне семейных связей, в одиночестве. Однако по сути, по своим функциям, по опыту старики должны быть в центре, в середине, олицетворяя собой самое прочное звено.

Спектакль был создан именно для «стариков» арзамасской сцены. Они сумели своей игрой расширить нравственный горизонт пьесы, показать пример духовной молодости, терпения и любви.

Деки струнного инструмента должны постоянно вибрировать, тогда скрипка или альт будут самонастраиваться, лучше звучать. Так же и с человеческой душой, которая, оставаясь без движения, способна «закрываться» или менять тембр - не в лучшую сторону. Что и произошло с Гастритом, который разуверился в том, чему всю жизнь слепо служил и что рухнуло в один миг как карточный домик. Александр Юшков и Александр Егоров создали два диаметрально противоположных образа, отталкивающиеся и притягивающиеся одновременно. Солнца в душе Мультика хватило с лихвой, чтобы осветить, согреть и жизнь Гастрита (не отрицательного героя в спектакле), чтобы сделать его вечер тихим и добрым. И, как и должно быть в жизни, земным солнцем героев стала Женщина, хранительница домашнего очага Ганна, в любви, заботе и нежности которой захлебнулись не только герои, но и зрители. Аман Кулиев признается: «Работа над спектаклем шла тяжело. Актеры долго не могли понять, что сыграть надо не роль, а тему».

Пространство сцены отделено забором, за который ходят герои, ожидая приезда детей. Этот забор - как символ разрушенной связи времен, как линия горизонта, отделяющая стариков от остального мира. Радио - еще один знаковый образ. Мультик пытается починить радио, поскольку привык разговаривать с ним, как и остальные жители деревни. Однако молится он именно солнцу (светилу), которое молчит и не врет. Режиссер говорит, что, разуверившись во всем, сегодня человек идет в церковь, прежде всего, чтобы обратиться к себе, к своей душе, и там найти ответы на важные вопросы, найти свет. В финале снова выглянет солнце, и отступят холода, и придет с веселой капелью весна, и продолжится жизнь, и потечет по своим законам, и будет стоять колодец, и люди будут обращать взоры к небу. А впереди - Свет; и открыть для него душу никогда не поздно. Даже вечером.

Вечер - очень глубокий образ-символ, поскольку вечер есть у дня, есть вечер и у жизни. И в нем свое очарование, свой смысл - это время мудрости, время подведения итогов, время ответов и откровений. У каждого он неповторим, у каждого окрашен своими красками, и что он такое, этот вечер, просто завершение дня или предисловие к рассвету, определяет сам человек. Аман Кулиев замечает: «Название пьесы удивительное. Это вечер целого исторического периода, это закат конкретных трех людей. Это полифония смыслов, которые сталкиваются в одном эмоциональном толчке и рождают музыку. Зритель все чувствует, поверьте».

Постановкой «Вечера» Арзамасский драматический театр подвел итог своей работы за сезон. Хотелось бы, чтобы в новом, юбилейном году театр въехал наконец в восстановленное здание, чтобы получал поддержку города и теплое отношение зрителей.

Валеева Елена.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №1-151/2012.

Жизнь актера: взгляд изнутри. Юбилей у Александра Юшкова.

Что значит положить свою жизнь на алтарь театра? Об этом не понаслышке знает самый опытный и уважаемый артист Арзамасского театра драмы Александр Петрович Юшков, который в этом году отмечает свое 70-летие. Его любят и ценят. Его имя многое значит и для театралов, и для зрителей Арзамаса. За творческий путь длиной почти в 50 лет было сказано немало теплых слов об этом человеке, т.к. актеров, обладающих подобным мастерством, сейчас найти не так просто. Да и людей таких тоже редко встретишь - талант, глубина, доброта, открытость, искренность и при этом неуемный характер, увлеченность своим делом, обаяние и безудержное желание действовать, творить, играть - все это Александр Петрович.

Герою рассказа А.Гайдара «Горячий камень», много повидавшему на своем пути, испытавшему и горести, и печали, выпадает шанс изменить свою жизнь, начав все сначала, исправив все свои ошибки, но хорошо подумав, вспомнив все, что ему посчастливилось пережить, он отказывается от такой возможности. Так же и наш герой Александр Петрович Юшков говорит, что, несмотря на ошибки, которые были, и желание вернуться в прошлое с тем багажом опыта, который он имеет сейчас, он бы не хотел ничего менять в своей жизни, поскольку ни о чем не жалеет - значит, так было надо! А это может означать только то, что этот человек жил и живет в ладу со своей совестью.

Актер Юшков любит свою профессию самой преданной любовью и как творческая личность не мыслит себя без театра. За время работы театр для него стал вторым, если не первым домом, а все, что в нем происходит, - близким и волнующим до слез.

Сколько ролей уже было сыграно Александром Петровичем, сложно сказать. Ясно, что их давно далеко за сотню, но дело не в их количестве, главное - что, наблюдая за любой ролью в его исполнении, ему безоговорочно веришь. Юшкову по плечу разные образы: комические, трагические, гротескные - в каждом из них он убедителен, в каждом он легко и непосредственно схватывает самую суть. Будь то, например, Флибер в комедии К.Гольдони «Забавный случай», вызывающий неподдельную симпатию у зрителя, или Самсон Силыч Большов в пьесе А.Островского «Свои люди - сочтемся», лишившийся всего, преданный дочерью, к которому зритель проникается особенным сочувствием и жалостью, или даже колоритная Фрекен Бок в сказке «Карлсон, который живет на крыше».

Актер вспоминает, что в молодости ему хотелось играть что-то определенное, но это был только этап, теперь же он всегда рад новой роли (ведущей или второстепенной это не важно), главное, чтобы была возможность играть. Для него даже маленькая роль увлекательна, профессионально интересна, потому что в любом характере есть особая неповторимость, а задача актера в том и состоит, чтобы уметь играть все и всех. И он играет, воплощая все новые неожиданные образы. Чего только стоит роль алкоголика Володьки в спектакле «Нелюдимо наше море» по пьесе Николая Коляды, где по сцене, залитой по колено водой, актеру приходилось перетаскивать героиню-любовницу, держа сетку с бутылками и падая.

Безусловно, прожить в театре столько лет очень сложно, и в этом Юшкову помогает его оптимистический взгляд на жизнь, уважение к своей профессии, к которой он относится слишком трепетно. Пока артист молод, он восхищается своей профессией, но со временем восторг проходит, и что дальше? Остается только жертвенная любовь к своему делу. Александр Петрович всегда принимал свою жизнь такой, какая она есть, и даже на вопрос, что бы он самому себе посоветовал в начале творческого пути, не задумавшись, отвечает: «Саня, иди до конца, и раз ты выбрал театр, не сворачивай!».

Сейчас с приходом в театр нового главного режиссера, заслуженного артиста Карелии Амана Ягмуровича Кулиева артист Юшков переживает свое второе рождение - новые глубокие, яркие, рельефные роли позволяют снова и снова открывать разнообразные грани его личности, его таланта, его опыта. Например, интересна роль глухонемого старика в спектакле «Песни для детей старшего возраста» по пьесе Нины Прибутковской, которая доказала, что количество текста еще ничего не значит. Состоятельность такой роли в большей степени зависит от таланта актера, поскольку приходится играть не словами, а душой, эмоциями. И Александру Петровичу это удалось, он воплотил в этом образе и трагичность положения, и светлое начало в жизни своего героя. Еще одна яркая роль - Мультик, 80-летний старик в комической мелодраме «Вечер» по пьесе А.Дударева, роль очень объемная и сложная в психологическом плане. Будучи оптимистом-реалистом, подвижным, энергичным человеком, Юшков на сцене превращается в совсем дряхлого старика, осознающего, что в его жизни наступает «вечер». Аман Кулиев говорит: «Александр Петрович Юшков - ведущий артист Арзамасского театра драмы. Человек, который много сил отдал служению театру. Это интересный, сочный профессиональный артист. Волею судьбы ему пришлось «разбросать себя» на мелкие роли в детских спектаклях. Дело в том, что в 90-е годы в связи с распадом СССР он был вынужден уйти из Русского театра, в котором работал. Однако Юшков не ушел из профессии, а приехал в Арзамас и устроился актером в Арзамасский театр драмы. За два года работы в этом театре я ищу серьезный материал, достойный артиста Юшкова, где может полностью открыться тот огромный потенциал, который в Александре Петровиче почти начал угасать».

В жизни же Александра Петровича, в отличие от его персонажа, еще «день». Он начинает задумываться о своем бенефисе, который намечен на октябрь 2012 года, и пока только мечтает об отдыхе, что для артиста, несомненно, лучше, чем этот отдых иметь.

Валеева Елена. Киселева Анастасия.
«Страстной бульвар,10» Выпуск №2-152/2012.
«Вечер» жизни наступит для каждого. «Арзамасская правда» № 54 от 18 мая.
В преддверии юбилейного сезона. «Арзамасская правда» № 101 от 7 сентября.
Ирина Ватутина: «Для меня театр — это жизнь». «Арзамасская правда» № 107 от 21 сентября.
В Арзамас — со щитом «Золотого витязя»! «Арзамасская правда» № 144 от 18 декабря.